О гормональных мазях

ПОДРОБНЕЕ О ВСЕХ ВИДАХ МАЗЕЙ В ДЕРМАТОЛОГИИ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В СПРАВОЧНИКЕ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ.

1. Гормональная мазь — лекарственное средство.
Его нельзя назначать самостоятельно. Различные средства и их формы (лосьон, эмульсия, крем, мазь) отличаются по силе действия, месту применения и по скорости возникновения побочных явлений.

2. Гормональные мази имеют побочные эффекты.
При неконтролируемом длительном применении и неадекватном по силе препарата назначении, как и у любого другого лекарственного средства, возможно возникновение побочных эффектов: атрофии кожи, возникновение грибковых или бактериальных инфекций, стероидных акне\розацеа.

3. Гормональные мази эффективны при правильном применении.
Эффективность гормональных мазей зависит от наличия показаний для их применения, которые может определить только врач. Правильно выбранный по силе и по форме препарат является залогом эффективности лечения.

Гормональные мази, особенно сверхсильные, вызывают ослабление местного иммунитета, могут повреждать эпидермальный барьер кожи, поэтому необходимо совмещать назначение гормональных мазей с эмолентами. Правильня отмена гормональной мази с переходом на другие противовоспалительные средства, например, топические ингибиторы кальциневрина, залог длительной ремиссии кожного заболевания, отсутствие обострения сразу после лечения.

4.Гормональные мази не вызывают зависимость.
При их неадекватном применении может возникнуть устойчивость к действию препарата (можно провести аналогию с антибиотиками), которая носит локальный характер и корректируется сменой препарата, в том числе на негормональные.

5. Гормональные мази не оказывают системный эффект.
При адекватном использовании гормональные мази не оказывают системного эффекта, из-за них вы не наберете избыточный вес и не приобретёте сахарный диабет. Системный эффект может наблюдаться при длительном применении на обширные участки тела на фоне сильной воспалительной реакции, как правило в таких ситуациях уже показано системное лечение гормональными или цитостатическими препаратами.

6. Гормональные мази нельзя наносить на лицо.
Для кожи лица и кожи естественных складок есть ограничения в применении. На лицо гормоны наносить нельзя. О правильном нанесении мазевых препаратов, количестве мази для различных локализаций можно прочитать здесь.

7. Не все кожные заболевания требуют гормональных мазей или кремов.
Только врач может выявить показания к назначению топических глюкокортикостероидных средств. Неправильное самостоятельное применение гормональных мазей усложнит постановку верного диагноза, может привести к побочным эффектам, а так же усугубить течение основного заболевания.