Микозы (грибки)

Микоз — это заразное грибковое заболевания, передающиеся от человека к человеку. Выделяют микозы гладкой кожи, волосистой части головы и онихомикозы. В ряде случае после лечения микозов необходимо лабораторное подтверждение излечения для доступа на работу или в детские коллективы.

При подозрении на микоз обязательно лабораторное подтверждение диагноза!
Оптимальным методом является соскоб с кожи или ногтевой пластины. Посев с целью выделения культуры гриба не увеличивает чувствительность диагностики. Трехкратный соскоб с ногтевой пластины точнее выявит микоз, нежели однократный посев, при одинаковой суммарной стоимости. Посев используется для определенных форм микоза, которых трудно диагносцировать микроскопически (например, кандидоза).

К сожалению, чувствительность соскоба составляется всего 44%. Поэтому важно соблюдать правила сдачи материала:
1. За сутки до анализа стоит воздержаться от любых гигиенических процедур с использованием антибактериальных и дезинфицирующих растворов. Исключить механическую чистку, при подозрение на микоз ногтей на прием нужно прийти с «грязными» ногами.
2. Не наносить на пораженные участки противогрибковые препараты и не принимать противогрибковые препараты внутрь минимум 2 недели, они способны исказить результаты.
3. Не покрывать ногти лаком, если с них будет браться соскоб.

Трехкратное микроскопическое исследование увеличивает чувствительность метода в 2 раза.

Онихомикоз.
Заразиться грибком ногтей можно в бассейнах, душевых спортивных залов, банях и саунах, при ношении обезличенной обуви (например тапочки в гостях, обувь в боулинге, прокат коньков и т. д.). Нарушение целостности ногтевой пластины (чаще всего как следствие травмы) способствует инфицированию, облегчая внедрения грибка.

Если ногти утратили прозрачность, изменили окраску, на них появились пятна или участки помутнения, если изменилась толщина ногтевой пластинки, ногти стали хрупкими следует незамедлительно обратиться к врачу.

грибок ногтей

Механическая обработка ногтей не избавит от грибковой инфекции. Часто онихомикоз сопровождается микозом гладкой кожи.

Нужно ли лечить онихомикоз?
В большинстве случаев да. Кроме эстетического вопроса, онихомикоз - очаг хронической инфекции. Пациент заразен для окружающих и самого себя (возникновение микоза гладкой кожи). Возрастает риск развития микробной экземы. Если пациент возрастной и коморбидный, то назначение системной терапии может быть невозможно из-за ее непереносимости, тогда стоит прибегнуть с наружной терапии, чтобы снизить "заразность" пациета.

Не всегда изменение ногтей — это онихомикоз.
Изменение ногтевых пластин может быть следствием других кожных заболеваний: псориаз, красный плоский лишай, ониходистрофией и т.д.

Лечение онихомикоза
Для начала обязателен соскоб!
Как правило онихомикоз требует длительной системной терапии (таблетки внутрь) противогрибковыми препаратами. Препарат принимают до полного восстановления ногтевых пластин. Критерием излечения является клинические признаки + отрицательный соскоб.
Противогрибковые препараты достаточно токсичны, поэтому на время приема необходимо отказаться от употребления алкоголя и контролировать биохимический анализ крови в начале терапии и каждые 1,5-2 месяца.
Наружные противогрибковые средства возможно использовать при единичном поражении ногтевой пластины менее чем на 1\3, либо при поверхностных формах микоза. Они могут дополнять системную терапию, чтобы быстрее достигнуть результата.

Профилактика онихомикоза
Использовать личную обувь, которая должна быть подобрана по размеру. Тесная обувь нарушает кровоснабжение и способствует травматизации.

Предпочтительна дышащая обувь (натуральные материалы). Зимой используйте сменную обувь в помещениях.

Примерка обуви в обувных магазинах не производится «на босу ногу».В гостях откажитесь от чужих тапочек.

Просушивайте уличную обувь.

В бассейне, сауне, бане надевайте сменные резиновые тапочки, которые необходимо тщательно вымыть и просушить после каждого использования. Не допускайте излишней влажности стоп.

Педикюр и маникюр нужно делать в салонах с оборудованием для стерилизации инструментария. Используйте личный набор инструментов.

Обрабатывайте коврики в ванной.

При наличии патологии стопы нужно обратиться к ортопеду для подбора корректирующего лечения.

Лечение онихомикоза народными средствами только усугубляет течение процесса.
Уксус, чеснок, йод, медный купорос травмируют ногтевую пластину, приводят к ее деформации. Если будет повреждена ростковая зона ногтя, последствия будут необратимы. Так же повреждается окружающая ноготь кожа, что сильно снижает качество жизни.
Мята, сок алоэ, мед просто бесполезны, в ряде случаев могут вызвать аллергическую реакцию.

Профилактика рецидива онихомикоза
Заменить или тщательно обработать всю обувь (в топ числе и тапочки), которой вы пользовались до и во время лечения. Для обработки нужно использовать специальные средства: например спрей микостоп 5 дней на ночь. Повтор обработки 1 раз в 5 дней длительно.

Прогладить паром или заменить все носки. Проглаживать постельное белье и полотенца.

Продолжить использование местных противогрибковых препаратов на протяжении 6 месяцев , после завершения основного лечения.

Микозы гладкой кожи.

Мицелий гриба способен развиваться не только в ногтевой пластине, но и на гладкой коже, вызывая кольцевидные поражения - в народе "лишай". Признаки грибковой инфекции кожи могут совпадать с проявлениями псориаза, нумулярной экземы, кольцевидной гранулемы и других заболеваний. Дети болеют чаще из-за возрастных особенностей.

Пациент с микозом гладкой кожи заразен для окружающих, в особености для проживающих вместе с ним. Осмотрите своих близких на наличие высыпаний.

Источники заражения.
1. Очаг инфекции на ногтях стоп или кистей.
2. Контакт с зараженным человеком, например, в общественном душе.
3. Контакт с зараженным животным, наиболее актуально для детей.

Вредное лечение.
Не используйте для лечения спиртовые растворы, йод, марганцовку, зеленку, фукорцин, фурацилин, соду, уксус и другие кислоты, чистотел, дегтярное или хозяйственное мыло, различные присыпки (особенно в складки), воздействием высокой или низкой температуры и другие "народные" методы.
Любым травмирующим кожу средством вы усугубите ситуацию, добавив к микозу простой контактный дерматит.

Лечение микозов кожи.
При не распространенном процессе лечение микозов кожи осуществляется противогрибковыми кремами и мазями. Подробнее о мазях читаем здесь.
Важна длительность терапии и правильно подобранное средство. Клетки грибов могут долго сохраняться в фолликулах пушковых волос кожи, что приведет к рецидиву. Мажемся 3-4 недели. Системную терапию назначает врач по показанием с контролем анализа крови.

Во время лечения кожи необходимо ограничить водные процедуры, чтобы не распространять инфекцию по коже.

Профилактика рецидива.
1. Адекватное по длительности и действующему веществу лечение.
2. Осмотр всех членов семьи, в том числе домашних животных, для исключения очагов инфекции.
3. Стирка и пропаривание одежды, полотенец, постельного белья. У каждого члена семьи должно быть личное полотенце.
4. Правильный уход за кожей позволит сохранить ее защитные свойства и предупредить повторное заражение.
5. Средства личной гигиены должны быть личными - индивидуальными. В общественных душах используйте обувь для душа.
6. Не контактировать с дикими животными, чаще всего заразны уличные кошки (наиболее актуально для детей).
7. Борьба с избыточной потливостью ног.
8. Лечение других заболеваний, которые провоцируют микозы: сахарный диабет, сосудистые и неврологические патологии конечностей (за счет нарушения трофики тканей).

Микозы волосистой части головы.
Микозом волосистой части головы чаще всего болеют дети, в большинстве случаев причина контакт с больным человеком или животным. Чаще всего это кошка или собака, может быть крупнорогатый скот. Но не стоит забывать о хомяках, крысах, морских свинках. Иногда носителем инфекции являются пожилые женщины из-за особенностей кожного иммунитета (бабушки могут заражать внуков и внучек).

Заболеванию свойственна очаговость (детские закрытые коллективы: сад, школа, лагерь) и сезонность: в летний период у детей больше шансов заразиться из-за поездок на дачи и в лагеря, а также увеличения количества бездомных котят и щенков. Пик заболеваемости с конца лета до конца ноября.
При заражении от животного инкубационный период до 1 недели, от человека до 2 месяцев.

Диагностика.
Для предварительной диагностики можно использовать лампу Вуда (ультрафиолет), но не все грибы специфически светятся. Золотой стандарт: микроскопия соскоба и волос, в ряде случаев посев. Без подтверждения микоза, системная терапия не назначается!

Лечение.
Лечение только системное. Местными препаратами невозможно полностью вылечить микоз головы, потому что клетки грибов сохранятся в большом количестве волосяных фолликулов кожи головы.

Стрижка налысо облегчает и ускоряет лечение. Если очаги не множественные и категорически не хочется стричься, то можно попробовать совместить использование системной и местной терапии, а также использовать противогрибковые шампуни, для профилактики распространения инфекции.

Профилактика рецидива.
Осмотр всех членов семьи и домашних животных.
Обработка паром или замена головных уборов, наволочек, полотенец, расчесок.

Диспансерное наблюдение и доступ в закрытые коллективы \ к работе.
По правилам санэпиднадзора, в зависимости от вида поражения кожи наблюдение за пациентом составляет от 1 до 3 месяцев, со взятием контрольных соскобов раз в 10 или 30 дней. При хроническом микозе наблюдение 2 года. В частной практике такой контроль часто упускается из-за дороговизны.

При микозах гладкой кожи, складок, кистей, стоп и онихомикозе контрольные микроскопические исследования проводят после разрешения клинических проявлений на коже или отрастания здоровых ногтевых пластин до 3 отрицательных результатов микроскопического исследования с интервалом в 7 дней.

После окончания лечения дети могут посещать детские коллективы после двух отрицательных контрольных исследований на грибы; закрытые детские учреждения – после трех отрицательных контрольных исследований.

Взрослые пациенты, относящиеся к лицам определенных профессий (декретированной группе населения), допускаются к работе после двух отрицательных контрольных исследований на грибы. Заключение о выздоровлении и допуске в организованный коллектив или к работе выдает дерматовенеролог.