Себорейный дерматит

Хроническое рецидивирующее заболевание кожи, проявляющееся зудом и шелушением кожи в областях скопления сальных желез и кожи волосистой части головы, в основе которого лежит изменение качественного состава и количества кожного сала, нарушение эпидермального барьера и избыточный иммунный ответ на колонизацию кожи грибами, которые в норме не вызывают воспаления.
Себорейный дерматит это не только перхоть, но и определённые высыпания на коже, которые требует дифференциальной диагностики с псориазом, атопическим дерматитом, стригущим лишаем, волчанкой, кожной лимфомой и кожным гистиоцитозом.

background image

Факторы риска.
В настоящее время определены генетические особенности секреции сальной железы, эпидермального барьера и иммунной системы человека, которые способствуют чрезмерной колонизации Malassezia spp. и реализации на коже воспалительных проявлений себорейного дерматита, при наличии предрасполагающих факторов:
1. психоэмоциональное напряжение
2. нейроэндокринные нарушения (сахарный диабет)
3. иммунодефицит (инфекционные заболевания, ВИЧ)
4. неправильный уход за кожей
5. прием лекарственных препаратов (иммуносупрессоры, антибиотики).

Не нужно лечить дегтярным мылом. Нужен правильный уход.
Народные средства в виде дегтярного мыла или спиртового настоя различных трав лишь пересушат кожу головы. Уход должен быть щадящем, специальными шампунями оказывающими действия непосредственно на сальные железы и микробиом кожи головы.

Себорейные дерматит может обостряться при использовании слишком горячего воздуха из фена, потому что он пересушивает кожу.

Себорейный дерматит и грибы рода Малассезия.
Грибы рода Malassezia являются представителями нормальной микрофлоры кожи человека. Количество грибов на коже зависит от активности сальных желез. Ввиду особенностей их биохимической активности и строения, избыток грибов на коже может являться причиной обострения хронических дерматозов.

Наибольшее количество грибов растет в устьях фолликулов, где они защищены от слущивания с эпидермисом кожи, и имеют благоприятную среду в виде липидов кожного сала.

Грибы могут выделять белковые молекулы, которые обладают антигенной активностью. Белок MGL_1304, растворяемый грибами в поте и кожном сале, может вызывать выброс гистамина в коже, а следовательно зуд.

Необходимо правильно ухаживать за кожей, чтобы поддерживать нормальный баланс микрофлоры кожи и не допускать избыточного роста грибов рода Малассезия. Добиться такого ухода можно при помощи специальной аптечной косметики.

Себорейный дерматит и диета.
Избыток углеводов в пищи ведет к стимуляции себоцитов кожи, а так же меняет состав кожного сала, что способствует изменению состава микробиоты кожи головы. Избыток жиров пищи увеличивает количество свободных жирных кислот в крови, и как следствие, влияет на состав кожного сала.

Целесообразно при лечении себорейного дерматит ограничить прием пищи богатой жирами и углеводами: лимонады, чипсы и другие снеки, шоколад и другие кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, цельное молоко (продуктов с высоким гликемическим индексом). Включить в рацион продукты содержащие цинк.

По данным обзора статей:
- Фрукты, содержащие множество витаминов и вторичных растительных соединений, таких как флавоноиды, возможно, значительно снизили риск себорейного дерматита
-фрукты могут оказывать положительное влияние благодаря псоралену. Он повышает чувствительность кожи к ультрафиолетовому излучению, содержится в цитрусовых и других растениях. Данный факт согласуется с наблюдениями , что себорейный дерматит реже встречается в теплое время года (из-за солнечного ультрафиолета?)
-исследование "случай-контроль" показало, что у пациентов с себорейном дерматитом уровень цинка в сыворотке крови значительно ниже, чем в контрольной группе , он может быть вовлечен патогенез заболевания посредством множества механизмов.

background image

Сочетания с другими заболеваниями.
Распространенность СД у ВИЧ-инфицированных лиц различается в зависимости от различных авторов. У Soeprono и  др. 85% больных СПИДом имели  СД. У Berger эта цифра 36%, Goodman - 32%. Если у вас были незащищённые половые контакты, операции вне стен медицинских центров, употребление наркотических внутривенных препаратов, другие инвазивные процедуры (тату, пирсинг), то неожиданное появление себорейного дерматита на фоне других косвенных признаков ВИЧ инфекции может являться поводом сдать анализ крови.

Имеются данные о связи себорейнного дерматита и нарушение обмена углеводов, которые в перспективе могут привести к сахарному диабету.

К другим системным заболеваниям, при которых заболеваемость себорейным дерматитом выше, относят острый инфаркт миокарда, алкогольный панкреатит и алкоголизм.

СД встречается при  некоторых неврологических заболеваниях, таких как болезнь Паркинсона с улучшением при лечении леводопой.  Высокая частота СД у пациентов с болезнью Паркинсона связана с увеличением секреции мужских половых гормонов и воздействия этих гормонов на сальные железы. Высокая распространенность СД также была обнаружена в случаях паркинсонизма, вызванных нейролептиками, при краниосиностозах, при семейной амилоидной полинейропатии, при черепно-мозговой травме, травматических повреждениях спинного мозга, нарушениях мозгового кровообращения, эпилепсии и параличе лицевого нерва.
СД исключительно на пораженной стороне у пострадавших от паралича также был описан у больных после инсульта, что подверждает влияние трофики и иннервации кожи на течение себорейного дерматита.