Чешется кожа, что делать?

Может ли зуд являться самостоятельным заболеванием? Может. По данным международного форума о изучению зуда, зуд считает хроническим, если он беспокоит пациента более 6 недель. Морфологически за ощущение зуда отвечают те же структуры, что и сигнализирует нашему мозгу о боли. Однако в случае с болью у человека возникает рефлекс отстранения (мы отдергиваем руку), а в случае с зудом в мозге может формироваться очаг удовольствия, который будет заставлять человека постоянно чесать свою кожу.

В перспективе будет требоваться большая интенсивность воздействия на кожу, для получения удовлетворения, что приведет к травматизации кожных покровов. Подобный патологический круг свойственен пациентам с атопическим дерматитом: зуд - расчесы - травма - больше зуда. В последствии может формироваться лихенификация – это утолщение кожи с усилением кожного рисунка.

Развитие хронической почесухи (пруриго), также связывают с формированием сенситизации нервных волокон кожи на фоне хронического зуда. При этом расчесывание не уменьшает зуд, а наоборот, усиливает его из-за раздражения нервных волокон.

Зуд может быть вызван не только дерматозами, выделяют:
- системный (вызван другими заболеваниями: ВИЧ, лимфомы, поражения печени)
- неврологический: нейропатически - при поражении перефирической нервной системы, например после опоясывающего герпеса; нейрогенный - например, при накоплении эндогенных опиоидов при холестатическом гепатите, или из-за употребления наркотических препаратов.
-соматоформный (ассоциированный с психиатрическими проблемами)

Не всегда зуд связан с явными клиническими проявлениями на коже (не считая вторичных травматизаций). Длительный зуд всегда является причиной для обращению к врачу дерматологу для выяснения его причины и назначении препаратов снимающих зуд (далеко не всегда это будут антигистаминные препараты).

Зуд в интимной зоне

Зуд в заднем проходе у женщин и мужчин может быть ассоциирован с бактериальными и грибковыми инфекциями, вирусом папилломы человека, с вирусом герпеса, с глистными инвазиями.

Зуд во влагалище у женщин может быть связан с кандидозной инфекцией (молочница), нарушением микробиома влагалища (бактериальный вагиноз), который часто сопровождается появлением выделений и изменением запаха, а так же с инфекциями передающимися половым путем, в том числе вирусом папилломы человека.

Зуд половых губ и зуд кожи мошонки может быть ассоциирован с псориазом, красным плоским лишаем, склероатрофическим лихеном или инфекционной патологией.

Зуд в паху у мужчин и женщин чаще всего связан с грибковой инфекцией, реже причиной может быть эритразма или другие бактерии. В качестве причины нельзя исключить псориаз, красный плоский лишай и другие дерматозы.

Так же нельзя исключать аллергическую природу зуда, например на средства интимной гигиены, избыточное очищение кожи аногенитальной области и злокачественные образования, такие как экстрамаммарная болезнь Педжета.

Соматические заболевания, такие как сахарный диабет, следствием которого является диабетическая нейропатия, железодефицитная анемия, а так же защемление корешков спинного мозга в поясничном отделе могут быть причиной зуда в интимной области.

Причиной зуда любой локализации может быть трение грубой одеждой, избыточно теплая одежда или одежда из 100% синтетических материалов низкого качества, вызывающая мацерацию кожи из-за перегрева и обильного потовыделения.

Чешется голова

Причиной зуда волосистой части головы может быть множество дерматологических заболеваний от грибковых инфекций и насекомых, до псориаза и себорейного дерматита. Точная причина может быть выяснена на консультации у дерматолога.

Чешется кожа после душа

Вода, особенно горячая, сушит кожу. Низкое качество водопроводной воды усугубляет ситуацию. Если вы испытываете зуд после душа, то стоит начать пользоваться синдетами и эмолиентами (крема, которые наносятся на кожу после мытья, с целью предотвратить высыхание кожи). Избыточное мытье аногенитальной области и использование агрессивных средств может стать причиной появления зуда Подробнее о правильном уходе за кожей написано здесь.

Зуд пожилых людей

С возрастом падает уровень половых гормонов, происходят процессы старении кожи, снижается продукция кожного сала, что приводит к пересыханию кожи и появлению зуда. Необходимо использовать увлажняющие средства для кожи после контакта с водой.

Зуд кожи пожилых людей требует исключить системную патологию: нарушения работы почек, печени и желчного пузыря, эндокринопатий (сахарный диабет, гипертиреоз и гипотиреоз) паранеопластические синдромы (зуд, вызванный злокачественными новообразованиями).

Зуд у пожилых может быть вызван поражением периферической и центральной нервной системы (деменция). Зуд может быть вызван гистамином и негистаминергическими пруритогенами различных иммунных клеток, это объясняет, почему антигистаминные препараты не всегда эффективны. Важным симптомом является отсутствие первичных морфологических элементов сыпи (есть только расчесы) и отсутствие высыпания в местах, куда не дотягиваются руки пациента.

старческий зуд

Чесотка

Когда речь заходит о зуде, нельзя не упомянуть чесотку - заболевание вызываемоем клещем Sarcoptes scabiei. Клещ очень маленький, живет непосредственно в коже, выявить его очень проблематично, часто приходится прибегать к эмпирическому лечению (если после лечения стало легче, значит клещ был).

При чесотке зуд усиливается к вечеру. Как правило чешется не один человек, но и члены его семьи. В местах высыпаний клеща может не быть! Высыпания на теле обусловлены сильной аллергический реакций на клеща и продукты его жизнедеятельности. Важен анамнез: госпитализации в больницы, посещение санаториев, поездки на поездах и т.д. Отдельного внимания заслуживают пансионаты постоянного проживания для пожилых людей или психоневрологические пансионаты, где чесотка является частым заболеванием.

Чесотка требует лечения антипаразитарными препаратами. Важно точно соблюдать инструкцию и выполнить полную обработку и человека, и места проживания, иначе высока вероятность рецидива.

Правила обработки ЭМУЛЬСИЕЙ БЕНЗИЛ БЕНЗОАТ 20%
Всю мягкую мебель пропарить отпаривателем или закрыть простынями на 14 дней. Провести влажную уборку дома.
1-й день обработку проводят вечером перед сном после тщательного мытья под душем теплой водой с мылом и одноразовой мочалкой. Эмульсию втирают в кожу рук, затем туловища и ног, включая подошвы и пальцы (не обрабатывают только лицо, волосистую часть головы и слизистые). После обработки кожи следует использовать только чистое белье и одежду.
2-й и 3-й дни делают перерыв в лечении, не смывая остатки эмульсии с кожи.
4-й день лечения повторяют процедуру первого дня и еще раз меняют белье.
5-й день лечения препарат смывают.
Руки после обработки не следует мыть в течение 3 ч, в последующем руки обрабатывают эмульсией после каждого мытья. В случае смывания эмульсии с других участков тела, их обработку необходимо повторить.

Принципы лечения зуда

1. Самое главное выявить причину зуда и вылечить ее. Для этого необходимо сначала обратиться к дерматологу, затем, при необходимости, к смежным специалистам.
  2. Исключить травматизацию и избыточное очищение кожи.
  3. Восстановить нарушенный эпидермальный барьер.
  4. Разорвать патологический круг: зуд - расчесывание - больше зуда. Для этого можно использовать местные противозудные средства и анестетики.
  5. Использование противовоспалительных средств.
  6. Фармакологическая терапия: антигистаминные препараты, антидепресанты и транквилизаторы.

Базовый уход за кожей аногенитальной области при наличии зуда :
- мыться не чаще 2 раз в сутки
- только кончиками пальцев, ногти подстричь, чтобы ими нельзя было чесаться
-мыться теплой водой.
- использовать хлопковое неокрашенное нижнее белье или специальную одежду: белье дермасилк
- использовать гипоаллергенные средства для стирки, гладить белье с паром