Хламидийная инфекция

Урогенитальная хламидийная инфекция - это инфекция, передаваемая половым путём, возбудителем которой является Chlamydia trachomatis (внутриклеточная бактерия, поражающая слизистую оболочку уретры, цервикального канала, прямой кишки, ротоглотки и конъюнктивы глаз).
Заразиться можно при любых формах половых контактов с больным, дети заражаются при прохождение через родовые пути или при половом контакте, в исключительных случаях возможно заражение девочек младшего возраста при использовании средств личной гигиены зараженного взрослого. По данным ВОЗ урогенитальный хламидиоз является одним из самых распространённых заболеваний, передаваемых половым путём. Инкубационный период от 5 до 30 дней.

Симптомы хламидийной инфекции

У женщин до 90% случаев инфицирования протекают бессимптомно, и поэтому остаются недиагностированными. Симптомами могут быть:
- Слизисто-гнойные выделения (преимущественно из уретры, но иногда из половых путей)- Дискомфорт или тянущие боли внизу живота.- Зуд, жжение половых органов.- Болезненность при мочеиспускании
-Неприятные ощущения во время полового акта
-Появление кровянистых выделений вне менструаций
Около 10—15% нелеченных случаев хламидийной инфекции приводят к клинически диагностируемым случаям воспалительных заболеваний органов малого таза (ВЗОМТ), которые могут проявляться в виде: боли в нижних отделах живота, повышения температуры, выделений из цервикального канала и аномальных маточных кровотечений.

У мужчин до 50% случаев симптомы отсутсвуют:
гиперемия и отечность слизистой наружного отверстия мочеиспускательного канала;
- слизисто-гнойные или слизистые необильные выделения из уретры.

При поражении слизистой прямой кишки: гиперемия кожных покровов складок анального отверстия; слизисто-гнойное отделяемое из прямой кишки.
При заражении после орального контакта: гиперемия и отечность слизистой оболочки ротоглотки и миндалин.

Бесплодие из-за хламидийной инфекции

Хламидийная инфекция является основной предотвращаемой причиной трубного бесплодия у женщин. При развитии ВЗОМТ риск бесплодия составляет до 15%.

Одна из вероятных причин мужского бесплодия заключается в появлении антиспермальных антител, которые вызывают слипание сперматозоидов, их обездвиживание и гибель. Хламидии играют важную роль в развитии аутоиммунного бесплодия у мужчин. Есть данные о зависимости между ранее перенесённой инфекций C.trachomatis и аутоиммунным ответом на собственные сперматозоиды.

Хламидийная инфекция и беременность

По данным ВОЗ, частота обнаружения C. trachomatis у беременных колеблется в очень широких пределах (от 2 до 37%), в среднем составляя 6—8% и достигая 70% у пациенток с хроническими ВЗОМТ и отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом.
Данные о влиянии хламидийной инфекции на течение и исход беременности неоднозначны. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что наличие хламидийной инфекции половых путей у матери может приводить к повышению частоты случаев невынашивания беременности, мертворождения, преждевременных родов, преждевременного разрыва плодных оболочек, к развитию эндометрита и сальпингита в послеродовом периоде, а также к рождению детей с низкой массой тела. В других исследованиях связь хламидийной инфекции с неблагоприятными исходами беременности не была доказана.
С другой стороны хламидиоз у беременных является фактором риска развития хламидийной инфекции у новорожденных. При этом у 11—50% детей, рожденных женщинами с хламидиозом, в первые 2 нед. жизни развивается конъюнктивит, который может привести к слепоте, а у 3—16% на 1—3-м месяце жизни — хламидийная пневмония.

Диагностика хламидиоза. Лечение хламидиоза. Хронический хламидиоз.

Диагноз устанавливается на основании обнаружения ДНК и/или РНК C. trachomatis молекулярно биологическими методами (ПЦР) в исследуемом клиническом материале, полученном с учетом локализации воспалительного процесса и данных сексуального анамнеза: из уретры у мужчин, из уретры и цервикального канала у женщин, из ротоглотки или прианальной области.

Не рекомендовано применение биологических, химических и алиментарных провокаций (алкоголь) с целью повышения эффективности диагностики и лечения хламидийной инфекции.

Лечение антибиотиками назначает врач дерматовенеролог по результатам анализов. Через 1,5 месяца требуется повторное ПЦР исследование для подтверждения излечения. Сразу после окончания курса антибиотиков проводить исследования не имеет смысла, так как в эпителии останутся ДНК бактерии, до тех пор пока все клетки эпителия не обновятся.

Для диагностики хламидиоза не используется анализ крови на антитела. Антитела в крови могут находится длительное время и клинической значимости не имеют. Антитела говорят о том, что был контакт с инфекцией, а не о том, что инфекция активна. Не нужно лечить кровь. Диагноз хронический хламидиоз является спекулятивным.