О родинках

Родимые пятна (невусы) – это пятна, папулы или узлы от телесного до коричневого цвета, состоящие из скопления меланоцитов или клеток невуса. Маловероятно, что единичная невоидная опухоль станет злокачественной (пожизненный риск составляет примерно 1 к 3000-10000); однако, пациенты с большим количеством доброкачественных родинок, имеют повышенный риск развития меланомы.

background image

Травмированная родинка не перерождается в меланому
Как правило меланома кожи возникает де-ново. Шанс на перерождение родинки (невуса) в меланому, в том числе после травмы, незначителен. Миф сформировался по причине легкой ранимости и тенденции к изъязвлению меланомы кожи. Если родинка после травмы «переродилась» в меланому, скорее всего изначально была травмирована меланома. Травма родинки — повод показать ее врачу. Подробнее о том, как не пропустить меланому можно прочитать здесь.

Родинка - не сигнал о внутренних болезнях.
Никакой связи родинок с болезнями внутренних органов нет. «Красные родинки» не являются печеночными, это сосудистые образования кожи — гемангиомы, по своему строению не имеющие ничего общего с «обычными» коричневыми родинками. Существуют врожденные синдромы, которые проявляются множественными образованиями кожи и тяжелой патологией внутренних органов, к счастью, они крайне редки.

Родинка - не должны появляться у взрослых людей
Родинка (невус) — доброкачественное опухолевидное образование. Невусы бывают врожденные и приобретенные. Первые запрограммированы генетически и полностью проявляются приблизительно к 18 годам. Появление вторых в большей степени зависит от получаемого солнечного ультрафиолета в течении жизни. Новые невусы, возникающие после 30 — 35 лет, являются поводом обратиться к врачу.

Нужно закрывать от солнца все тело
Не имеет смысла заклеивать родинки пластырем от солнца. Бесполезно наносить солнцезащитный крем только на невусы. Кожу от солнца закрываем полностью. Подробнее о защите от солнца можно прочитать здесь.

Большое количество родинок на теле повышает риск развития рака кожи
Да, наличие большого количества родинок является одним из факторов риска развития меланомы кожи. Под большим количеством понимается более 20 родинок на одной руке. Стоит понимать, что наличие фактора риска не является гарантией возникновения злокачественного образования кожи. Большое количество невусов на теле — это повод показать их врачу владеющему методом дерматоскопии (метод неинвазивной оценки структуры опухоли кожи). Существуют и другие факторы риска возникновения злокачественных образований кожи.

background image

Родинки можно удалять, но нужно ли?
Существует большое количество доброкачественных и злокачественных образований кожи. Все из них можно, а некоторые, обязательно нужно удалять. Для родинок есть медицинские показания к удалению с проведением гистологического исследования. Определить медицинские показания к удалению образования кожи поможет дерматоскопическое исследование и консультация дерматолога.

Профилактически удалять родинки не нужно! Это избыточная манипуляция приводящая к образованию рубцов на коже и лишним финансовым затратам. Согласно современным представлениям, развитие меланомы кожи начинается с какого-либо генетического события в меланоците, далее его потомки приобретают активирующую мутацию и образуют диспластический невус. Далее только несколько (1–2) генетических событий отделяют клетки диспластического невуса от превращения в злокачественную меланому. Вероятность возникновения меланомы из тех меланоцитов, которые еще не образовали видимый глазом невус равноценна, поэтому клинические наблюдения показывают, что профилактическое удаление невусов НЕ снижает риска заболеть меланомой.

Удалить родинку можно при ее расположении в месте постоянной травматизации или по эстетическим показаниям, если она создает у вас ощущение дискомфорта, но важно, чтобы это было именно ваше решение.

По мимо родинок (невусов) на коже можно обнаружить большое количество доброкачественных образований: акрохордоны, бородавки, себорейные кератомы, гемангиомы, дерматофибромы и т.д. . Подробнее о них можно прочитать здесь. Тактику относительно каждого из этих образований кожи должен выбрать врач.