Диагноз базальноклеточный рак кожи
Что делать?

Базальноклеточный рак кожи (далее БКРК), он же базалиома - самая частая немеланомная опухоль кожи, происходящая из эпителиальных клеток эпидермиса кожи и/или эпидермиса волосяных фолликулов. БКРК может иметь разнообразное морфологическое строение.

БКРК - злокачественная опухоль, но она не дает метастазов в другие органы (только в исключительно редких случаях при глубокой инвазии), поэтому считается относительно неопасной, так как не приводит к полиорганной недостаточности, а следовательно смерти.

Но, это утверждение стоит воспринимать адекватно, потому что БКРК обладает местным инвазивным ростом. Со временем опухоль прорастет кожу и начнет разрушать нижележащие ткани. Специально прикрепляю запущенные случаи БКРК в фотографиях ниже, которые являются редкостью в клинической практике. Чтобы не допустить подобного, нужно удалять выявленный очаг как можно быстрее.

Наличие БКРК в анамнезе, говорит нам о фотоповрежденной коже, поэтому пациенты находятся в группе риска по другими новообразованиям кожи! БКРК считается самой распространенной опухолью у людей. Заболеваемость сильно отличается в зависимости от широты проживания и существенно выше у людей со светлым фототипом кожи. В этой связи, самая высокая заболеваемость БКРК в мире наблюдается в Австралии, где у каждого второго жителя до 70 лет развивается БКРК, а самая низкая – в отдельных частях Африки.

Куда обращаться при поставленном диагнозе базальноклеточный рак кожи?

Алгоритм действия справедлив для нижегородской области, в других регионах России он может немножко отличаться, но принципиально останется таким же. При подозрении на злокачественное образование кожи, и не важно, кем образование было диагностировано, вам необходимо обратиться к онкологу по месту жительства. Он даст вам направление в областной онкологический диспансер: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, 11/1. В соответствии с направлением вам будет необходимо явиться к назначенной дате, с готовыми результатами исследований, которые вам сообщит онколог по месту жительства (частично их можно будет сдать в частном порядке для собственного удобства). После осмотра в поликлинике областного онкодиспансера, вам назначат лечении в соответствие с вашей клинической картиной.

В Нижнем Новгороде есть центр диагностики и лечения опухолей кожи, который занимается лечением на платной основе. В том числе возможна госпитализация по ОМС в рамках квоты ВМП для проведения операций по Mohs.

Постарайтесь меньше искать информации относительно БКРК в интернете. Часть ее устаревшая, часть абсурдна. Информационный шум не будет вам на руку. Ниже приведу ответы на самые популярные вопросы.

Почему возникают базалиомы БКРК? Наследственные синдромы.

Самым значимым фактором риска развития базальноклеточного рака кожи является воздействие на кожу ультрафиолетового излучения типа типа В (длина волны 290–320 нм) и типа А (длина волны 320–400 нм). Важен кумулятивный эффект, чем больше ультрафиолета получили, тем хуже. Наибольший шанс заболеть БКРК у тех кто провел 30 000 часов и более под солнечным ультрафиолетом.

У пациентов с двумя и более БКРК риск появления новых БКРК существенно выше, а множественные БКРК чаще встречаются у мужчин.

Следует отметить такие факторы риска как врожденный или приобретенный иммунодефицит (например, после трансплантации органов или других заболеваниях, связанных с необходимостью принимать иммуносупрессанты), пигментная ксеродерма. Описана связь между искусственным ультрафиолетом (в том числе PUVA-терапией) и повышением риска возникновения немеланомных опухолей кожи. Лица, имеющие контакт с мышьяком и ионизирующей радиацией также имеют повышенный риск возникновения БКРК. В многих случаях немеланомные опухоли кожи развиваются на фоне предсуществующих предопухолевых новообразований (вроде актинического кератоза), которые также часто могут быть обнаружены на соседних со злокачественной опухолью участках кожи.

Существует также ряд наследственных синдромов, в рамках которых возможно возникновение БКРК (фото):
1) синдром невоидных БКРК (также известен как синдром ГорлинаГольтца) - у пациентов помимо множественных БКРК может быть выявлен характерный фенотип: широкий корень носа, дополнительные складки на ладонях, кистозные изменения челюстей, пороки развития костной системы. Базальноклеточные карциномы могут начать появляться с пубертатного возраста и, риск растет после воздействия УФ-излучения
2) синдром Базекса - отмечается атрофодермия, гипотрихоз, гипогидроз, фолликуляная атрофия.
3) синдром Ромбо - характерны гипертрихоз, вермикулярная атрофодермия, трихоэпителиомы и периферическая вазодилатация.
4) пигментная ксеродерма - хроническое наследственное заболевание, обусловленное повышенной чувствительностью кожи к солнечной радиации и УФ-лучам. Изменения кожи характеризуются последовательно сменяющими друг друга процессами воспаления, гиперпигментации, атрофии, гиперкератоза и злокачественной трансформации клеток кожи
5) отдельно хочется выделить невус сальных желез (Ядасона), на котором, в зрелом возрасте могут развиваться различные неоплазии, в том числе и БКРК.

Профилактика базальноклеточного рака кожи

Основная профилактика БКРК избеганием воздействия ультрафиолета солнца. Если ваша работа связана с постоянным пребыванием на солнце используйте физические методы защиты (шляпы с большими полями, длинный рукав и т.д.). Открытые участки тела защищайте солнце защитными кремами. Подробнее о них можно прочитать здесь.

Диагностика базальноклеточного рака кожи

Подозрение на БКРК устанавливается на клиническом осмотре с применением дополнительных методов - дерматоскопии. При подозрении на БКРК необходимо взять кусочек образования на гистологическое исследование. Часто забор гистологического материала совмещен с полным удалением образования. Диагностическая биопсия оказывается одновременно и лечебной манипуляцией. Объем взятия материала определяются индивидуально в зависимости от размеров, локализации и морфологии опухоли кожи.

Лечение базальноклеточного рака кожи

Выбор тактики лечения пациентов с базальноклеточным раком зависит от распространенности опухолевого процесса, его локализации, прогностических факторов (включая данные, полученные при биопсии), общем состоянии пациента (тяжесть сопутствующей патологии) и ожидаемую продолжительность жизни. Основной целью лечения пациентов с БКРК является полное удаление опухоли, при этом следует добиваться максимального сохранения функции вовлеченного органа и наилучших косметических результатов.

Хирургическое удаление наиболее эффективный и действенный способ для достижения полного излечения, но соображения о сохранении функции, косметических результатах, предпочтениях пациента и его общем состоянии могут склонить выбор врача-онколога в пользу лучевой терапии в качестве основного лечения для достижения оптимального результата.

Определенные трудности при хирургическом методе возникают при локализации опухолей на лице, где каждое удаление сопровождается кожной пластикой для закрытия дефекта. Для подобной локализации существуют методики MOHS-хирургии. Границы опухоли оцениваются гистологами во время операции, что позволяет удалять опухоль радикально с минимальным отступом, для сохранения здоровых тканей кожи лица. В нижегородской области MOHS-хирургия доступна на базе университетской клинки ПИМУ. Так же метод MOHS-хирургии показан пациентам с высоким риском рецидива.

У пациентов с поверхностным базально-клеточным раком кожи низкого риска, где хирургическое вмешательство и облучение по каким-либо причинам противопоказаны или нецелесообразны, могут быть предложены такие методы лечения, как топическое нанесение крема имиквимод или фотодинамическая терапия.

Пациентов с подозрением на синдром Горлина-Гольца или пигментную ксеродерму следует направить на медико-генетическое консультирование.

Прогноз после лечения БКРК. Дополнительные обследования и анализы.

Наличие БКРК в анамнезе говорит о большой дозе полученного ультрафиолета за жизнь. Вероятность появления новых немеланоцитарных и меланоцитарных образований у таких пациентов значительно выше. Первично-множественные синхронные опухоли (меланомы и немеланомные опухоли кожи одновременно) могут быть обнаружены у 5–10 % пациентов.

Поэтому пациентам после удаления БКРК необходимо наблюдаться у дерматолога или онколога владеющего методом дерматоскопии с целью выявления новых кожных неоплазий. Необходимо осматривать все кожные покровы! Первые 3 года для пациентов I-II стадии наблюдение 1 раз в 6 месяцев, затем хотя бы 1 раз в год неограниченно долгое время. Пациентам рекомендовано самообследование кожных покровов. Подробнее о нем написано здесь.

Пациентам категорически необходимо использовать сильные солнцезащитные крема при каждом выходе на солнце. В первую очередь максимально закрываться одеждой, на все открытые участки минимум SPF 50. Существуют линейки медицинской косметики для пациентов с фото повреждённой кожей: ANTHELIOS 100 KA+, HELIOCARE 360º MD AK.

После удаления БКРК I и II стадии (опухоли до 4 см в наибольшем измерении без инвазии в нижележащие ткани, если речь идет об обычной коже или любая опухоль век без признаков метастазирования) не требуют дополнительной диагностики лучевыми (узи, кт, мрт) или лабораторными методами. При III и IV стадиях обследования будут назначены индивидуально вашим лечащим врачом-онкологом.