Вирус папилломы человека

18+ В статье используются фотографии с венерическими заболеваниями. 18+

Папилломавирусная инфекция является одной из наиболее распространенных инфекций во всем мире, наиболее часто регистрируется у лиц молодого возраста, имеющих большое число половых партнеров. По данным ВОЗ, 50-80% населения инфицировано ВПЧ, но лишь 1-2% имеют клинические проявления в виде аногенитальных бородавок. Среднее время между инфицированием ВПЧ и развитием аногенитальных бородавок составляет 11-12 месяцев у мужчин и 5-6 месяцев у женщин.
Не имеет смысла искать у себя ВПЧ, если нет клинических проявлений.

Пути заражения.

Вы можете заразиться ВПЧ, занимаясь вагинальным, анальным или оральным сексом с носителем вируса. Чаще всего он распространяется во время анального или вагинального секса. Он также распространяется через близкое прикосновение кожа к коже во время секса. ВПЧ может распространяться, даже если у человека с инфекцией нет признаков или симптомов.
Бытовым путем возможно заражение через предметы личной гигиены (полотенца). При обычном общении с человеком инфицированным ВПЧ заразиться нельзя.

Онкогенность ВПЧ инфекции.
Помимо рака шейки матки ВПЧ способны индуцировать рак вульвы, влагалища, полового члена, ануса, ротовой полости, ротоглотки, миндалин и гортани. Имеются ограниченные свидетельства в пользу канцерогенности ВПЧ в слизистой оболочке глаза.

В настоящее время идентифицировано более 100 генотипов ВПЧ.
Наибольшее клиническое значение имеют генотипы ВПЧ: 16, 18, 31, 33, 35, 39, 45, 51, 52, 56, 58, 59, 66, 68 которые обнаруживают у 90% больных злокачественными эпителиальными опухолями шейки матки. Большинство случаев рака шейки матки связано с инфицированием ВПЧ 16 и 18. ВПЧ высокого риска ассоциированы с 99,7% случаев рака шейки матки, а также рака влагалища и вульвы, полового члена, переанальной области.

В большинстве случаев (9 из 10) ВПЧ проходит самостоятельно в течение двух лет без проблем со здоровьем и агрессивного лечения, длительная персистенция инфекции, может быть неблагоприятна в плане риска онкогенности.

Что делать?
Кожные проявления ВПЧ заразны. Вирус находится не только в "папилломах" (он может быть и в визуально не измененной коже), но в них его концентрация выше. Чтобы снизить риск распространения ВПЧ и заражение своего партнера, но мой взгляд, лучше элементы разрушить.

Так же распространение возможно при диагностических медицинских мероприятиях. Желательно удалить аногенитальные бородавки перед инструментальном осмотре гинеколога или проктолога.

Используйте презервативы правильно каждый раз, когда вы занимаетесь сексом. Это может снизить ваши шансы заразиться ВПЧ. Но ВПЧ может заразить области, которые презерватив не закрывает. Презерватив - не 100% защита.

Женщины должны регулярно (раз в год) посещать гинеколога для осмотра и сдачи мазка на онкоцитологию (Мазок Папаниколау). Мужчина могут осматривать себя самостоятельно и при появлении изменений кожи или слизистой половых органов обратиться к венерологу.

Моногамия по прежнему является лучшим методом защиты от иппп.

Что не делать?
Не удалять кондиломы самостоятельно. Домашние методы могут быть излишни травматичны или привести к развитию сопутствующей бактериальной инфекции. Нет ничего плохого в обращении к врачу венерологу.

Не принимать внутрь иммуномодуляторы. Да ВПЧ может быть признаком "снижения" иммунитет, но это не показание пить таблетки "увеличивающие" иммунитет. Часть из них пустышки, и вы потратите деньги просто так, часть из них могут нанести больше вреда, чем пользы. Любое вмешательство в иммунитет (его "усиление") увеличивает риск развития аутоиммунных заболеваний в будущем. Системные иммуномодуляторы имеет право назначить только врач и по очень ограниченному числу причин, в венерологи необходимость в них крайне редка (но к сожалению, на практике назначение встречается чаще, чем должно быть).

Не пытаться найти "причину" появления заболевания или выявить конкретный вирус, который есть у вас (если ВПЧ ВКР отрицательно). Это экономически нецелесообразно. Появление ВПЧ при смене полового партнера не является знаком, что вас заразил новый партнер, проведение "следственных" мероприятий излишне. Инфекция могла существовать у вас и ранее, но не проявляться клинически.

Вакцинопрофилактика.
Для профилактики заболеваний, ассоциированных с ВПЧ, в Российской Федерации зарегистрированы вакцины: двухвалентная, содержащая антигены ВПЧ 16 и 18 типов, и черырехвалентная, содержащая антигены ВПЧ 6, 11, 16, 18 типов.

Двухвалентная вакцина используется для профилактики рака и предраковых поражений шейки матки, вульвы, влагалища у женщин в возрасте от 9 до 45 лет.

Четырехвалентная вакцина используется для профилактики рака и предраковых поражений шейки матки, вульвы, влагалища, анального рака и аногентальных кондилом у женщин, а также для профилактики анального рака и аногенитальных кондилом у мужчин в возрасте от 9 до 26 лет. Вакцина исключительно профилактическая, лечебным эффектом не обладает.

Исследования по эффективности вакцины продемонстрировали, что среди лиц, не инфицированных ВПЧ, четырехвалентная вакцина обеспечивает почти 100%-ю защиту от аногенитальных бородавок, ассоциированныхс ВПЧ 6 и 11 типов, и примерно 83%-ю в отношении всех аногенитальныхбородавок (А) .

Целесообразно рассмотреть вопрос вакцинации, если она не была сделана ранее, вы не заражены онкогенным штаммом вируса, а у вашего нового партнера пришел положительный анализ на ВПЧ ВКР.

ВПЧ и беременность.
Множественные аногенитальные бородавки могут стать причиной изменения акушерской тактики в пользу кесаревого сечения, а не родов через естественные пути, для защиты ребенка от инфицированная и профилактики у него папилломатоза гортани. Вопрос решается индивидуально с акушерами-гинекологами, в том числе во время учета беременных в женских консультациях. При необходимости проводится местное лечение.

ВПЧ и ВИЧ.
Женщины, живущие с ВИЧ и инфицированные ВПЧ, с большей вероятностью приобретают преинвазивное состояние, которое при отсутствии лечения быстро переходит в инвазивный рак. Вероятность развития инвазивного рака у женщин, живущих с ВИЧ, в 4–5 раз выше. Зараженность ВПЧ значительно повышает риск передачи ВИЧ как для мужчин, так и для женщин.

Диагностика ВПЧ.
Диагноз ставится клинически. По моему мнению, точная верификация вируса не имеет особо важного клинического значения в большинстве случаев. Знание о том, онкогенный у вас штамп ВПЧ или нет, не окажут влияния на дальнейшее наблюдение, но могут создать излишнее чувство канцерофобии или, наоборот, ложное чувство защищённости. Верификация вируса необходима, когда диагноз нельзя однозначно поставить клинически, ввиду его схожести с другими заболеваниями (например, при поражении в виде пятен).

В качестве скрининга, при смене постоянно полового партнера имеет смысл сдать ПЦР тест на онкогенные штаммы ВПЧ, чтобы иметь возможность принять меры профилактики, в случае носительства вируса.

Количественное ПЦР в динамике (сдача как минимум 2 анализов с интервалом 3-6 месяца) позволит оценить вирусовыделение. В ряде случаев повторный анализ бывает отрицательным. Не существует обоснованных протоколов, объясняющих при каких титра выделения мы лечим, при каких наблюдаем. На решение по тактике лечения влияет клиническая картина.

Признаки ВПЧ инфекции.
Субъективные симптомы:
1. зуд и парестезии в области поражения;
2. болезненность во время половых контактов;
3. при локализации высыпаний в области уретры - зуд, жжение, болезненность при мочеиспускании;
4. при обширных поражениях в области уретры - затрудненное мочеиспускание;
5. болезненные трещины и кровоточивость кожных покровов и слизистых оболочек в местах поражения.

Объективные симптомы:
1. остроконечные кондиломы - пальцеобразные выпячивания на поверхности кожных покровов и слизистых оболочек, имеющие типичный «пестрый»  и/или петлеобразный рисунок и локализующиеся в областивнутреннего листка крайней плоти, головки полового члена, наружного отверстия мочеиспускательного канала, малых половых губ, входа во влагалище, влагалища, шейки матки, паховой области, промежностии анальной области;
2. бородавки в виде папул - папулезные высыпания без пальцеобразных выпячиваний, локализующиеся на кератинизированном эпителии наружного листка крайней плоти, тела полового члена, мошонки, латеральной области вульвы, лобка, промежности и перианальной области;
3. поражения в виде пятен - серовато-белые, розовато-красные или красновато-коричневые пятна на коже и/или слизистой оболочке половых органов;
4. папулы и пятна с гладкой или бархатистой поверхностью; цвет элементов в местах поражения слизистой оболочки - бурый или оранжево-красный, а поражений на коже - пепельно-серый или коричневато-черный.

Не нужно путать кондиломы с другими образованиями кожи, которые могут быть вариантом нормы или другой вирусной инфекцией:
1. Перламутровые папулы полового члена - небольшие конусообразные выступающие образования покрова вокруг головки или венечной бороздки пениса без тенденции к изъязвлению, воспалению или озлокачествлению. Гистологически данные структуры напоминают аденому сальной железы.
2. Микропапилломатоз вульвы - физиологический вариант, представляющим собой несливающиеся папулы правильной формы, расположенные симметрично на внутренней поверхности малых половых губ и в области преддверия влагалища, доказанно не имеющий связи с ВПЧ.
3. Контагиозный моллюск вызывается вирусом рода poxvirus. Чаще всего страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Как правило, контагиозный моллюск проявляется в виде бессимптомных, дискретных, гладких, телесного цвета, куполообразных папул с центральным пупковидным вдавлением с творожистым содержимым внутри.
Отдельного внимания заслуживают акрхордоны - доброкачественные образования кожи, о которых можно прочитать здесь.