2 февр. 2024

Почему нельзя мазать гормоны на лицо?

Есть простое правило безопасного применения гормональных мазей. Их нельзя наносить на лицо. В июне у меня было 5 пациентов, которые это правило нарушили. Делюсь клиническими случаями.

Нанесение сильного гормонального средства, чаще всего это Акридерм, который по незнанию советуют продавцы в аптеках, способствует быстрому купированию многих не инфекционных заболеваний кожи. В случае нанесения на лицо, где кожа имеет особое строение, после отмены препарата может начаться сильно обострение, которое потребует по мнению пациента повторное нанесение средства. Патологический круг замыкается. Пациент начинает страдать от стероидиндуцированного дерматита, чаще всего это розацеа или периоральный дерматит. Субъективно может беспокоить зуд, жжение, боль.

Кроме того, неправильное нанесение гормональной мази может вызвать атрофию или развитие инфекционного поражения кожи. Подробно о гормональных мазях, можно прочитать на сайте проекта: https://vk.cc/cpxtxZ

Клинический
случай 1 - Периоральный дерматит.
Пациентка ранее лечилась у дерматолога с диагнозом розацеа с положительным эффектом. Спустя время вновь стали появляться гнойничковые высыпания в пероральной области. Стала использовать Акридерм с положительным эффектом, но узнав о его опасности решила самостоятельно отменить. После отмены началось обострение, на начальном этапе которого, пациентка обратилась ко мне. На фотографиях представлена динамика высыпаний в течении месяца. На фоне терапии удалось не допустить обширного распространения высыпаний, постепенно тон кожи выровняется полностью. Болезненные элементы регрессировали полностью.

Клинический случай 2 - Розацеа.
Высыпания у пациентки возникли в феврале 2023. Самостоятельно использовала крем Акридерм с положительным эффектом, но выраженным обострением после отмены, которое заставляло возобновить нанесение средства. В конце июня пришла на консультацию ко мне. На фотографиях динамика на фоне лечения в течении 14 дней. Отмечает отсутствие новых элементов, субъективно пропала болезненность и жжение. Терапия продолжается.

Я не пишу названия назначенных препаратов потому что в каждом случае лечение подбирается индивидуально! Во втором случае, в связи с особенностями клинической картины и данными полученными при сборе анамнеза, потребовалось дополнительное лабораторное обследование для исключении более серьезного заболевания - красной волчанки.