2 февр. 2024

Нейросифилис

Продолжая серию постов о сифилисе хочется показать чем он опасен. В качестве примера приведу реальный клинический случай из практики моего знакомого невролога.

В отделение неврологического стационара поступает пациент М, 51 год с непонятными очаговыми изменениями в головном мозге, расширением желудочков мозга и уменьшением объема ткани мозга на мрт снимке. У пациента отмечает выраженное снижение памяти, трудности при подборе слов. Развитие симптоматики носит медленный прогрессирующий характер в течении последних 3-х лет. Соматически пациент здоров, причин для повреждения мозга нет. В крови обнаружены антитела к бледной трепонеме. Перенесенный сифилис отрицает, специфическое лечение не получал.

Как венеролог посмотрев его анализы я сделал вывод, что пациент ранее перенес сифилис. Он либо скрывает это по личным причинам, либо действительно не заметил проявления первичного и вторичного сифилиса, так как не всегда они явные.

С точки зрения неврологии у него выраженные когнитивные нарушения. Их можно оценить при помощи монреальской шкалы, созданной для больных Альцегеймером. Пациент набрал 11 баллов из 30, при норме для его возраста 26 из 30 (смотреть фото). Обратите внимание, что до лечения он не справился с простыми заданиями (нарисовать часы, соединить точки). А после лечения антибиотиками, которые не оказывают специфического влияния на нервную систему, но положительно влияют на больных сифилисом, его показатели улучшились, он набрал 16 баллов.

Данный кейс показывает опасность «Скрытого сифилиса, неуточненного». Если бы пациент получил лечение на этапе первичного или вторичного сифилиса: в течении первых 2-х лет от момента инфицирования, когда есть объективные кожные симптомы или получил лечение позже, но до развития повреждения нервной системы, например, благодаря случайно взятому анализу крови на сифилис (по поводу плановой госпитализации в больницу), то в 51 год его жизнедеятельность не была бы нарушена.

Сифилис - заболевание благодаря которому появилась дерматовенерология. Начинаясь с безболезненной язвы, он приводит к потери рассудка, скоропостижной смерти в раннем возрасте от разрыва аорты, мучительным болям при спинной сухотке.

В прошлом веке "благодаря" нижегородской ярмарке, заболевание сифилисом в нашей губернии было выше, чем по Российской Империи. Пациенты с последствиями перенесенного сифилиса внесли огромный вклад в развитие нижегородской кардиологической, неврологической и психиатрической школы.

К счастью, в современном мире сифилис достаточно легко лечится на ранних стадиях. Если у вас пришел положительный анализ крови на сифилис или вы подозреваете его у себя по объективным причинам, то обратитесь к дерматовенерологу и вам обязательно помогут.